Заключение государственной строительной экспертизы по проекту: получение и сроки действия

В подавляющем большинстве случаев для осуществления строительства объекта, наряду с разрешительной и проектной документацией, требуется заключение государственной строительной экспертизы по проекту, после которого проектная документация подлежит утверждению заказчиком. Безусловно, есть ситуации, при которых эта процедура не требуется.

  1. Процедура.

Установлена в положении «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации)», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее – Положение).

  1. Для чего нужна экспертиза.

Государственная экспертиза документации (далее – государственная экспертиза) проводится для принятия заказчиками, застройщиками, инвесторами объективных и обоснованных решений по строительству объектов с обеспечением безопасности объектов строительства.

При проведении государственной экспертизы осуществляется оценка соответствия объекта государственной экспертизы требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 2 Положения).

  1. Когда экспертиза не нужна.

Приложениями 3-4 к Положению установлен перечень случаев, когда проведение экспертизы не является обязательным.

К наиболее часто встречающимся мы бы отнесли:

  • Если вносятся изменения в утвержденную документацию, не вызывающие необходимость ее повторного утверждения.
  • Если принятые в проектной документации на ремонт и модернизацию зданий (отдельных помещений) и сооружений решения не предусматривают снижения существующих характеристик и показателей конструктивных элементов и инженерных систем, к которым предъявляются существенные требования безопасности, установленные техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), о чем должна содержаться соответствующая запись разработчика.
  • Если проектом предусмотрено строительство объектов 5 класса сложности (индивидуальные жилые дома, небольшие торговые или складские объекты и подобные объекты, отнесенные к 5 классу согласно СН 3.02.07-2020).
  • Если проектная документация разработана на техническую модернизацию.
  • Строительный проект при двухстадийном проектировании для объектов 1-4 классов сложности, за исключением его отдельных проектных решений, оценка соответствия которых возможна после их детальной проработки, о чем должна быть сделана отметка в заключении по архитектурному проекту.
  1. Как и кто подает.

Государственная экспертиза проводится по заявительному принципу на платной основе органами государственной экспертизы, которыми являются подчиненное Государственному комитету по стандартизации РУП «Главгосстройэкспертиза» и его дочерние РУП «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску (далее – органы государственной экспертизы).

Подача в электронном виде осуществляется через интернет-портал органов государственной экспертизы. Инструкция о порядке работы с личным кабинетом заявителя государственной экспертизы на интернет-портале органов государственной экспертизы gse.by опубликована на официальных сайтах в открытом доступе (https://gse.by/wp-content/uploads/rabota-s-lichnym-kabinetom-zayavitelya-03.02.23.pdf).

Также, Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2017 № 44 утверждена Инструкция о порядке формирования проектной документации и требованиях к ее оформлению в электронном виде. В Инструкции указаны требуемый формат подаваемых в электронном виде файлов, порядок их наименования и возможности по использованию ЭЦП.

После подачи – заявление с приложенными документами регистрируется органом государственной экспертизы в автоматизированной информационной системе контроля экспертизы проектов (автоматизированная система АИСКЭП).

Заявителем может быть:

  • заказчик
  • застройщик

Специалистами по экспертизе со ссылкой на Инструкцию о порядке формирования проектной документации и требованиях к ее оформлению в электронном виде, утвержденную Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2017 № 44, разработаны требования к предоставлению в электронном виде, размещенные на официальном сайте (https://gse.by/wp-content/uploads/1trebovaniya-k-predstavleniyu-dokumentov-v-elektronnom-vide-1.pdf).

Исходя из указанного документа, специалисты требуют подтверждение полномочий на подачу заявления в пункте договора на оказание услуг и (или) на основании выданной доверенности по установленной форме Ф 15-011. Доверенность оформляется на бумажном носителе, подписанная лично руководителем организации заявителя, сканируется, заверяется ЭЦП руководителя организации заявителя и представляется при подаче документации на проведение государственной экспертизы.

  1. Сроки экспертизы.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать одного месяца со дня представления всех документов, а при представлении документации физическими лицами (кроме индивидуальных предпринимателей) – 15 дней со дня подачи заявления.

На практике сроки обычно выше, поскольку к сроку завершения экспертизы разработчики не успеют внести в проектную документацию все изменения по итогам рассмотрения замечаний экспертов. В этих случаях заявители, как правило, пишут письма в орган экспертизы с просьбой продлить проведение экспертизы на срок до 2 месяцев.

  1. Что проверяется?

Объектами государственной экспертизы на обязательной основе являются:

  1. градостроительные проекты, в том числе вносимые в них изменения и (или) дополнения;
  2. архитектурный, строительный проекты, выделяемые в них очереди строительства, сметы (сметная документация) на возведение, реконструкцию, реставрацию, техническую модернизацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта (далее, если не указано иное, — проектная документация) для объектов строительства (в том числе жилых домов), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома:
  • архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;
  • архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании с внесенными изменениями, вызывающими необходимость их повторного утверждения, на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;
  • строительный проект при двухстадийном проектировании;
  • строительные проекты на этапы работ при параллельном проектировании и строительстве объектов;
  1. проектная документация, разработанная в качестве типового проекта;
  2. проектная документация на объекты строительства, финансируемые без привлечения бюджетных средств*:
  • архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;
  • архитектурный проект или строительный проект при одностадийном проектировании с внесенными в них изменениями, вызывающими необходимость их повторного утверждения, на объект строительства в целом, выделенные в установленном порядке в составе объекта очереди строительства;
  • отдельные проектные решения строительного проекта при двухстадийном проектировании объектов первого — четвертого классов сложности, оценка соответствия (основная и (или) дополнительная) которых возможна после их детальной проработки. Решение об объеме представляемой на рассмотрение проектной документации отражается в выводах заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту;
  1. по решению заказчика или застройщика — проектная документация, экспертиза которой не является обязательной, а также строительный проект на снос.
  1. Срок действия заключения экспертизы.

В соответствии с Положением, срок действия заключения ограничен сроком действия градостроительного проекта, по которому проводилась экспертиза (п. 29 Положения).

Необходимо помнить, что согласно п. 4.4. Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и п. 29 Положения заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение двух лет после его получения.

Таким образом, если была разработана и прошла экспертизу проектная документация, а заказчик до истечении срока действия заключения не приступил к строительно-монтажным работам, но решил начать после – необходимо проверить обязательность обновления исходной и разрешительной документации, включая результаты обследований и изысканий, и выполнить необходимые мероприятия, актуализировать проектную документацию. В результате обновленная и актуализированная документация становится новым объектом государственной экспертизы с получением нового заключения.

Органы экспертизы в ситуациях, когда строительство не начато, отказывают в продлении срока заключения.

  1. А если иностранный проект прошел экспертизу за рубежом?

C 18.01.2023 действует новый пункт Указа от 14.01.2014 №26, согласно которому при строительстве зданий и сооружений допускается применение проектной документации, разработанной по строительным и техническим нормам иных стран и прошедшей экспертизу в соответствии с законодательством страны, по нормативам которой осуществлялось проектирование объекта.

Порядок строительства конкретных объектов на территории Республики Беларусь по нормам иных стран, их приемки в эксплуатацию и осуществления надзора за ними при строительстве будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь. Полагаем, в этом постановлении будут уточнены нюансы возможного применения документации, разработанной в странах с другими климатическими, географическими и прочими характеристиками, влияющими на осуществимость проектных решений и их безопасность.