Ранее мы рассматривали нововведения в порядке уплаты земельного налога (ссылка https://advisor.by/2023/04/10/izmeneniya-v-uplate-zemelnogo-naloga-v-2023-g/).
В этом посте мы бы хотели остановиться на вероятных ошибках плательщиков земельного налога:
1. Неправильное применение повышающего коэффициента 3 в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капитальные строения, из-за ошибки в определении даты начала отсчета.
Исчисление трехлетнего периода начинается:
- с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или даты государственной регистрации перехода прав на земельный участок, в случае, если не требуется принятия решения о предоставлении земельного участка;
- с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка, если земельный участок ранее был предоставлен организации с иным целевым назначением.
Отмечаем, что запланированные сроки окончания строительства, а также их соблюдение или несоблюдение не оказывают влияния на применение коэффициента 3 к ставкам земельного налога. Ранее мы рассматривали различные вопросы применения коэффициента применительно к арендной плате (ссылка https://advisor.by/2022/10/20/povyshenie-koefficzienta-dlya-opredeleniya-arendnoj-platy-dlya-nezastroennyh-uchastkov/), для налога подходы будут аналогичными.
2. Неприменение повышающего коэффициента 3 при исчислении земельного налога по земельным участкам, на которых строительство начато с 2023 года.
3. Применение повышающего коэффициента 3 резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», совместной компанией, юридическим лицом совместной компании, приобретшими такой статус до 1 января 2023 года. Установленные Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166, далее – Указ № 166) льготы по земельному налогу не отменяются с 2023 года. Указанная гарантия действует до 1 января 2027 года (п.115 Указа № 166).
МНС на своем сайте разместило разъяснения об основаниях, по которым коэффициент не должен применяться для резидентов «Великого камня».
4. Несвоевременная уплата авансового платежа.
5. Неуплата бюджетной организацией земельного налога в отношении предоставленных им земельных участков, на которых отсутствуют капитальные строения (часть первая пункта 1 статьи 237 НК).
6. Включение земельного налога, исчисленного по ставке, увеличенной на коэффициент 3, в затраты для целей налогообложения прибыли (п. 134 ст. 2 Закона № 230-З, подп. 3.5 ст. 245 НК).
7. Непредставление декларации по земельному налогу:
— при ликвидации организации, реорганизации — в порядке, установленном ст. 44 и 45 НК;
— необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларации, представленные за истекший налоговый период, — в порядке, установленном ст. 40 НК (часть 6 пункта 2 статьи 244 НК).
Последствия ошибок
Возможна корректировка налоговой базы в результате налоговой проверки (например, по п.6 в части включения земельного налога в затраты для целей налогообложения прибыли) и доначисление сумм налога, начисление пеней и наступление административной ответственности (п. 4 и 5 ст. 33, п. 8 ст. 42 НК, ст. 14.4 КоАП).
Уплата пени предусмотрена за каждый календарный день просрочки (п. 8 ст. 42 НК). Пени уплачиваются дополнительно к причитающейся к уплате сумме земельного налога. В срок неисполнения налогового обязательства включается и день уплаты налога. Порядок расчета пени описан в п.4 ст.55 НК.
Кроме этого, предусмотрена административная ответственность за неуплату или неполную уплату плательщиком суммы земельного налога в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее десяти базовых величин (ч. 1 ст. 14.4 КоАП).
Должностное лицо организации может быть оштрафовано в размере от двух до восьми базовых величин (ч. 2 ст. 14.4 КоАП).
Остались вопросы по материалу? Свяжитесь с нами через форму «задать вопрос» в шапке блога.